Нельзя побывать в Сербии и не проехаться по Ибарской магистрали на юг. Именно эта дорога ведет в Косово и именно на нее нанизаны все наиболее значимые памятники сербского культурно-исторического наследия, в первую очередь, средневековые монастыри, которые включены в список Всемирного Наследия Юнеско.
Как и в Армении-Грузии, все, что построено позже 15 века, считается в Сербии новоделом и совсем не котируется, поэтому во время поездки можно оганичиться только самыми старыми и самыми зачетными местами, к которым относятся Студеница, Жича, Сопочаны, Петрова Црква, Джурджеви Ступови. Благо, все они находятся совсем по пути, а последние три – вообще в районе одного города Нови Пазар.
Можно долго описывать богатую и неоднозначную историю взаимоотношения сербов с религией и еще более богатую историю взаимоотношения с турками по поводу этой религии. Однозначным остается лишь одно – эта история дала нам прекрасные образцы каменного зодчества, которые производят впечатление даже на самых матерых циников и атеистов и которые остались нетронутыми даже при власти Тито и коммунистов. Если у нас в 1930-1940 церкви взрывали и устраивали в них склады и дома культуры, то там их как раз активно восстанавливали, а Пивский монастырь в Черногории даже разобрали по камням и перенесли в другое место, чтобы избежать затопления при строительстве водохранилища (сразу навевает сравнение со знаменитой Калязинской колокольней).
Если ехать из Белграда на юг, то сначала пейзаж довольно уныл и неинтересен. Эта местность называется Шумадия («страна лесов» в вольном переводе) со столицей в городе Крагуевац, третьем по величине в Сербии. Знаменит он двумя вещами – фабрикой «Застава», на которой производили знаменитые югославские автомобили (в свободное от производства автоматов и танков время), а также мемориальный парк «Шумарице», в котором 21 октября 1941 года фашисты расстреляли 7000 местных жителей, включая 3000 учеников местных школ.
Эта акция была ответом на действия партизан, которые устроили очередное нападение на немцев и нанесли им весомый урон – в отместку было расстреляно 100 человек за убитого немецкого солдата и 50 за раненого. Это должно было окончательно сломить сопротивление и стать уроком для всех остальных. Одновременно были произведены подобные акции, но более мелкого масштаба, в Белграде, Шабаце, Кральево и других городах. Поскольку почти все мужское население Крагуевца к тому моменту было уже либо в партизанах, либо работало на немцев, половина из расстрелянных были дети, которых взяли прямо с уроков.
Это было одно из самых страшных преступлений, совершенных во время 2 мировой войны.
Сейчас там мемориальный парк. Обычный парк без новолужковского пафоса, огромных фонтанов и лубочных церквей. Там бегают джоггеры, катаются велосипедисты, прогуливаются молодые мамы с колясками. Там есть музей (был закрыт) и знаменитый на всю Европу памятник «Сломанное крыло» - тем самым расстрелянным детям. Цепляет сильно, а от предсмертных записок, которые выгравированы там повсюду, становится немного не по себе.
Фабрика «Застава» в Крагуевце уже выкуплена «Фиатом» и производит «Пунто», но до последних лет они как-то пытались обходиться собственными силами, а в местном прокатном агентстве даже можно было взять в аренду Yugo Tempo 1.1, что я и сделал во время своей первой поездки в 2005 г. Зверь машина – пятая передача включалась только под горку и вылетала на кочках, а обгонял я только гужевые повозки. Зато полностью прочувствовал национальный сербский колорит.
Ибарская магистраль названа так потому, что она идет вдоль реки Ибар. Сначала просто едешь вдоль реки, а потом постепенно замечаешь, как холмы вокруг тебя постепенно растут, и в какой-то момент обнаруживаешь себя в довольно глубоком каньоне.
|