Косово из окна автобуса
Сербия - Отзывы и истории туристов

  косово из окна автобуса

И вот настал «долгожданный» день поездки через Косово. Сон мой был чуток и поверхностен. Всю ночь в комнате дребезжала посуда, и на стенах хлопали и подпрыгивали картины. Разгадка оказалась в том, что Энди возлег в неудобной позе и во сне мощно храпел. А под утро меня разбудили резкие и безумные по смыслу вопли под окном хостела.

Как добраться?

Автобус из Скопье (Македония)

Я вышел на балкон.

- Бип! – кричал один албанский работяга.

- Бибииип! – отвечал ему его товарищ.

И так раз двадцать по кругу. Видимо у них был отходняк от ночного употребления неизвестных и жесткие албанских веществ.

В прошлом посте я раздавал респекту хостелу Kapistec. Но с утра картину слегка подпортили. Стоило мне намылить жопу голову, как резко закончилась горячая вода. Вообще с горячей водой на Балканах большие траблы. Даже в гламурных кабаках в умывалке ее не было. Вторая проблема касалась инета. Прошлым вечером я удачно подобрал пароль к местному вайфаю. Кстати, это еще одно мое великое балканское открытие. Так вот любимый пароль местных одминов - это 1234567890. Но под утро мужик на ресепшене обнаружил, что порно с ютуба стало тормозить и понял, что это хитрожопые русские жрут его трафик. В общем, мой хитрый план с утра пораньше выучить джентльменский набор албанских слов (привет, пока, спасибо) провалился.

Скопье город небольшой, только Энди умудрился опять стереть в хлам ноги. Помните: «Ноженьки, мои бедные ноженьки!»? Так что мы чуть не опоздали на автовокзал, но к счастью я нашел, как срезать путь через какую-то стройку. До отправления оставалось минут десять. Но тут у входа к автобусному терминалу нас тормознул охранник. «Билеты надо зарегистрировать, пиздуйте в кассу уважаемые». Регистрация стоила 150 динар, сущие копейки. Только, блин, в наших трех карманах удалось наскрести всего 120. Я стал, как броуновская частица, хаотично метаться по всему вокзалу в поисках обменника. Олька пошла другим путем. Нет, она не стала исполнять свою любимую песенку «Напилася я парного молока, увидала я чужого мужика», чтобы заработать нам 30 динар (20 руб). Олька попыталась заплатить картой. А хер там, «Визу не принимаем!», заявила кассирша. Точнее, она выразилась даже более обобщенно, что у них совсем кредитки не принимаются. Мы уже были совсем в панике, но тут Олька достала из своего загашника завалявшуюся там Мастеркард. «Мастеркард ок!». Это ппц какой-то. Ну да ладно, все - таки мы прорвались к автобусу.

Я заглянул в темное и душное нутро нашего автобуса. Публика была на удивление весьма приличной. Я с удовлетворением отметил, что Олька будет не единственной блондинкой в автобусе. Еще был чувак весь в пирсинге. И несколько вполне нормальных мужиков. Как обычно степень быдловатости пассажиров увеличивалась по мере отдаления от водителя. В конце сидели совсем уж упыри. Олька забраковала место впереди. «Тут окно запотело, я дорогу не увижу». И мы пересели назад за каким-то мощным гопником. Рожа у него была совсем прокопченная, так что определить македонец это, албанец или даже цыган никакой возможности не было. В принципе автобус был совсем не убитый, не считая маленького недостатка. Ага, сортир был наглухо заколочен и заперт огромным амбарным замком. Десять часов не ссать, это отличное испытание для силы духа. Бутылка с водой была тут же убрана на дно рюкзака.

Пора уже было отправляться, но тут вошла улыбчивая тетушка-кондуктор и стала проверять билеты и смотреть паспорта.

- Не пались раньше времени, - прошипел я на Ольку, которая размахивала перед носом у соседей двухголовым орлом на паспорте.

«Не пались», ага ща, конечно. Стоило кондукторше взять в руки мой паспорт, как ее улыбка стала еще шире. Она повернулась ко всему автобусу и радостно объявила:

- Русска федераца!

«Да, да такая радость, мы тоже очень рады», - нечто подобное постарался изобразить я на своем лице.

- Ну и как вам Скопье?

- Вери интрэстинг!

- Ой, вы слышали? Очень интересно! – перевела она мою фразу остальным.

Народ с любопытством, но дружелюбно нас поразглядывал. Ну ладно, вот и познакомились.

Сделаю небольшое лирическое отступление. Еще за месяц до поездки я представлял ситуацию в Косово в довольно мрачном свете. Но из-за фейла с албанским посольством я решил срочно подтянуть свои знания по текущей ситуации в этом регионе. Оказалось не все так плохо. Последние массовые убийства и погромы сербов были лет 5 назад (печально известное 17 марта). Отчетов по поездкам русских туристов в интернетах не так много. Но в тех, что я нашел, никакой особой жести не было. В жж обитает один товарищ, который вообще работает в Приштине. Он сравнил Косово с Жулебино, т.е. если не искать на свою жопу приключений, то ничего такого. А больше всего мне понравилось вот этот косовский рассказ в «Русском журнале». Я еще пошерстил буржуйские форумы а-ля виртуалтурист или лонлиплэнет. Меня позабавил паникующий афро-американец, который какого-то хера решил посетить Косово. Его волновало, как там относятся к америкосам да еще и неграм. Обстановку он представлял, примерно так, что по Косово шляются сербские банды Miloshevich и щемят мирных олбанцев. Но в целом американские форумы в части Балкан на порядок информативнее наших. Так что всякие россиянские мифы про тупых американцев, которые поголовно думают, что Албания это штат в Канаде, полная ерунда. Подвожу итог, реальных поводов для паники совершенно не было.

Дисклаймер: большинство фоток делали мыльницей в движении из окна автобуса. Так что сами понимаете, ага.

Бедная албанская деревня.

Богатая албанская деревня

Продолжаем. Как и в России, македонские водилы заправляют автобусы после отъезда, а не до оного. ПОдумаешь, всего двадцать минут лишней задержки. Зато был и плюс, народ активно и явно про запас посещал сортир на заправке. Водил было двое, парочка достаточно молодых и веселых македонских албанцев. Они включили свою заунывную албанскую музыку, впрочем, совсем тихо и интеллигентно. От этого я после бессонной ночи под аккомпанемент Эндиного храпака невозбранно отрубился. И проснулся только на македонской границе. Штамп о выезде нам ставить не стали, но по отзывам, это нормальная македонская практика.

На косовском КПП в автобус влезла упитанная девушка. Наверно это была единственная албанка, которую я видел в Косово. Пограничница взглянула на наши паспорта и спросила:

- Do you work in Pristina?

- No. Just tourists to Podgorica.

Это ее удовлетворило, и нам тиснули в паспорта ядовито-синий косовский штамп. Причем постарались попасть на первые страницы, где ставят въезд-выезд наши погранцы. Сразу за КПП стояла будка кейфоровцев, но было видно, что она давно заброшена. Затем она обшмонала рюкзачок нашего гопника-соседа. За этим процессом я узнал, что его зовут Владко, и похоже он боснийский серб. После этого гопник стал казаться мне вполне добродушным и приличным парнем.

- Слушай, а чё Косово – это страна что ли? – громко поинтересовалась Олька, разглядывая испоганенный штампом паспорт.

- Ну типа того, но не совсем, - обтекаемо ответил я.

Лекцию на тему Kosovo je Srbija я решил оставить на время после пересечения Черногорской границы.

Наконец пограничные формальности были улажены, заняло это всего минут 15. И мы тронулись дальше. К этому моменту я окончательно продрал сонные глаза и тут же прифигел. В окне были нереальные красоты. Казалось, мы ехали по дну гигантской чаши вместо стенок, у которой были изумрудно-зеленые горы с белоснежными зубцами. В общем следующие часов шесть мы с Олькой во все глаза зырили в окно автобуса, то и дело восторженно тыкая пальцем в очередное чудо природы.

Потом я прочитал, что наш маршрут пролегал по Метохии. Сами сербы четко различают Косово и Метохию. Но в мире принято и то и другое называть одним словом Косово. Долина была достаточно густо усеяна домами. Дома были весьма добротные, как правило трехэтажные, с гаражом в подвале. Очень много попадалось строящихся домов или совсем новых, но еще не обжитых. Я читал, что у албанцев есть одна национальная фишка. Каждый босяк мечтает купить Мерседес и построить свой собственный дом. У Ольки сразу же возник вопрос: «А где они бабло берут?». И действительно, никаких следов сельского хозяйства на протяжении всей дороги замечено не было, заводов тоже. На самом деле даже по статистике львиную долю местного бюджета обеспечивают албанские гастарбайтеры. Чем они занимаются в Европах - это отдельный разговор. Можно посмотреть на эту тему прекрасный фильм братьев Дарденнов «Молчание Лорны».

Дальше я, пожалуй, по программистской привычке скомпоную свои наблюдения об юго-западном Косово в виде «нумерованного списка»:

1)Итак, никакой разрухи в юго-западном Косово я не заметил. Наоборот, во всем видна была кипучая строительная деятельность. Хорошие дома и повсеместная стройка.

2)Флаги. Албанцы просто прутся от флагов. Почти каждый дом украшен хотя бы джентльменским набором: голубой Косовский и кроваво-черный Албанский. Третий по популярности – американские «звезды и полосы», он даже выигрывают у флагов Евросоюза и Германии. Российских триколоров я как-то не заметил. Странно.

3)Женщины. Телок в Косово практически нет. Точнее я подозреваю, что есть. Я лично видел множество детишек. Вряд ли местные албанцы изобрели способ обходиться в деле создании ребятни без женщин. Но видимо они по исламским обычаям где-то ныкаются на вторых ролях. Хотя этому противоречит тот факт, что те три-четыре особы, которых я заметил, выглядели вполне фривольно. Непонятно.

4)KFOR. Миротворцев еще меньше, чем телок. Точнее я за четыре часа поездки не видел ни одного. Разгадка наверно в том, что в Метохии сербских анклавов осталось совсем мало (2 или 3 деревни). Охранять кейфоровцам тут некого.

5)Дети. Мелочь вполне симпатичная. Вполне европейская по виду и повадкам. Камнями в наш автобус никто не кидался. Вполне приветливо махали руками. Надеюсь, из них вырастет что-то приличное, и они не будут убивать людей только за то, что они другой веры. Я оптимист, понимаю.

Ё! Автобус!

6)Свалки автомобилей. В каждом селе есть большие развалы покуроченных тачек. Не знаю, что они с ними делают. Возможно, тащат хлам из Западной Европы и на месте собирают по принципу из десятки говна – один Мерседес. Вообще, единственно место, где народ реально работал, были автомастерские, эти свалки и заправки.

7)Памятники. Опять таки в каждой деревне стоит пусть даже занюханый и мелкий обелиск боевикам УЧК. В населенных пунктах покрупнее на постамент ставят уже статую брутального чувака с автоматом. Смотреть на это мерзко.

Часа через два-три мы, казалось бы, насытились местными пейзажами. К этому моменту в автобусе образовалось несколько кучек по интересам. Скажем, Владко нашел своих земляков – пожилую пару, пропитого вида и пересел к ним. На нас всем было пофиг и меня это вполне устраивало. Указателей на Косовских дорогах было немного. Но изредка встречались мелкие синенькие таблички. Когда водила первый раз проехал стрелку «Приштина туда», я слегка напрягся. Но потом понял его хитрый план, видимо желающих ехать до туда не было и он срезал путь через Печ. Потом он стал забивать и на стрелки с поворотами на Печ. Я мысленно представил в голове карту и решил, что чуваки знают секретную дорогу до Черногорской границы. Хотя Энди и расстроился, что нам не удалось поесть Приштинского кебабчика.

Косовский общепит. Традиционно украшенно флагами Косово и Албании.

Вдруг мы тормознули у какой-то кафешки. «Ну сейчас все организованно поссым и дальше поедем», решил я. Сортир был чудовищен, особенно напрягала незакрывающаяся и дырявая дверь. Пришлось караулить Ольку, хотя внутри было тесновато. Сделав дела, я заметил, что наши водилы сели за столик и заказывают жратву. Часть пассажиров тоже взяла пивка и хавчика. Правда еще часть безвылазно торчала в автобусе. Специально для них шофер не заглушил мотор, и постепенно автобус превращался в натуральный газенваген. Мы с Олькой выбрали срединный путь, он как известно всегда самый разумный. А именно вылезли из автобуса, но пиво пить не стали. Просто любовались природой и наблюдали за Косовской жизнью. К кафешке постоянно подъезжали тачки разной степени убитости с номерами KS. Неместные были одни мы. Где-то поблизости была школа, так что по шоссе ходили стайки школоты. Но про них я уже писал. Рядом старикан гонял хворостиной ленивую корову. Так мы хоть немного погрузились в повседневную жизнь косоваров. И только через полчаса мы поехали дальше.

В принципе все, что я писал про внешнее впечатление от македонских албанцев справедливо и для албанцев косовских. Мои стереотипы, что албанцы сродни нашим кавказцам, оказались неверны. Албанцы внешне совсем не дерзкие, не брутальные и не наглые. Как ни странно они мне больше всего напомнили молдаван. Олька обратила внимание, что я какой-то слегка сосредоточенный. Я подумал, и правда: «Why so serious?», и окончательно после впечатлений от народа в кафе расслабился.

Серпантин. Внизу лежит Метохия.

Вскоре я стал понимать, что наши водилы не распиздяи, кладущие толстый хер на расписание поездки, а очень грамотные и ответственные люди. А все потому, что путь нам преградили огромные горы с заснеженными вершинами. Наш автобус принялся из долины медленно штурмовать эти вершины. Серпантин дороги был извилист и стремен. Т.е. водилы просто отдохнули перед сложным участком. Так вот дорога была просто пиздец, узкая и горная, с крутейшими поворотами, все как надо. Но нам с Олькой было абсолютно комфортно. А все потому, что вид из окна был еще более шикарным, чем в равнинной части. И чем выше мы забирались по серпантину, тем больше захватывало дух от высоты и красотищи. Надо отметить, что шофер не гнал, а ехал предельно аккуратно, да и встречающиеся машины вели себя так же. Еще раз сравните с нашим Кавказом. Постепенно яркая и сочная зелень стала темнеть, начали преобладать хвойный деревья. Буквально за сорок минут мы переехали из условного Крыма в тайгу. Появился снег. Внезапно почти у вершины нас тормознули у блокпоста. Собрали паспорта и в очередной раз обшмонали Владко. Никакого штампа о выезде не ставили, я решил, что это просто «проверка на дорогах».

Наш автобус почти осилил вершину.

Следующие минут 15-20 мы ехали почти по заснеженной вершине огромной горы. На фоне снега особенно ярко выглядели многочисленные красные столбики с безобидной надписью «Mine!». И опять мы уткнулись в КПП. Оно ничем не отличалось от предыдущего: навес для машин, да маленький домик. Только на домике развевался алый Черногорский флаг. Ура, мы дома, тьфу, ну в смысле в Черногории! Я уже не удивился, что погранцы опять залезли в рюкзак нашего соседа. На нас они поглядели несколько удивленно, но ничего не сказали. Зато албанский (македонский?) водила принес наши паспорта в отличном настроении. К тому моменту он уже выучил нашу троицу по именам:

- Олга, Сергей, Андрей! - радостно продекламировал он и торжественно вручил наши красные паспортины.

Я стою на черногорской горе, за спиной горы Косовские. Рожа у меня веселая.

После пересечения границы настроение улучшилось не только у шоферов. Народ заметно расслабился. Один мужик даже вытащил дорогой ноутбук и стал смотреть фильм. Но в принципе еще час обстановка вокруг мало отличалась от Косово. Все так же в деревнях стоили кубики мечетей, а жители явно были не славянской национальности. Кажется, вездесущие албанцы расползаются по всем Балканам. Мы еще раз остановились на перекус уже в черногорском ресторанчике. Я в этот раз не материл мысленно водил, а понимал, что сейчас начнется очередной тяжелый участок. И действительно вскоре началось. Конечно, черногорская природа уделывает все остальное Балканское великолепие влегкую. К этому моменту у меня местные красоты уже через жопу лезли, но тут было еще круче. Косовские зеленые и мягкие горы постепенно стали сменяться черногорскими брутальными скалами. Впрочем, они были совсем и не черные, скорее бежевые с черными подтеками. Нас с Олькой поразило, что скалы были слоистые, и эти слои лежали под разными градусами. В основном конечно ровно параллельно земле, но иногда и под косым углом и ли вообще в завитке. Природа, епта. Внизу в глубоком ущелье текла горная река такой феерической чистоты и голубизны, что мы с Олькой не могли оторвать глаз. Словами и даже фотками это конечно не передать.

Косая скала. Черногорские горы такие черные.

Через девять с половиной недель часов напряженного, но дико красивого пути мы прибыли в Подгорицу.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Лучшие отзывы и истории туристов:

Пять стихий настоящего отдыха

News image

Я являюсь постоянным клиентом турфирмы «Атлас». В августе 2008 года я отдыхала в Черногории, в городе Будва, в отеле «Александр», 18 дней. Черногория – страна, которая ...

На машине по Косово

News image

Знаете, когда я поинтересовался в компании проката автомобилей National в аэропорту Дубровника, включает ли страховка Косово, то менеджер в ужасе замотал отрицательно г...

Косово же Сербия?

News image

Я никогда не бывала в самопровозглашенной республике Косово. Во всяком случае, об этом говорят унылые пустоты в моем загранпаспорте. Т. е согласно оному я въехала в рес...

Реклама*

Достопримечательности:

Достопримечательности Сербии

News image

На территории Сербии сохранилось множество исторических и культурных памятников, причем большинство из них, несмотря на многочис...

Книга рекордов Сербии

News image

Самый высокий железнодорожный мост Балкан находится в Колашине, на линии Белград - Бар. Путепровод Мала-Река, вступивший в строй...

Пик Панчича

News image

Пик Панчича, Панчичев-Врх (серб. Панчићев врх) — горная вершина в Центральной Сербии. Высота над уровнем моря — 2017 м, это в...

Копаоник (национальный парк)

News image

«Копаоник» (серб. Копаоник) — национальный парк в юго-западной части Центральной Сербии, на границе с автономным краем Косово и ...

 

Известные Сербы:

Стойкович, Драган

News image

Драган Стойкович (серб. Драган Стојковић; 3 марта 1965, Ниш, СФРЮ) — бывший югославский (сербский) футболист, атакующий полузащитник, капи...

Степанович, Степа

News image

Сте па Степа нович (серб. Степа Степановић, 12 марта 1856, деревня Кумодраж, близ Белграда — 29 апреля 1929, Чачак) — сербский полководец,...

Коларов, Александар

News image

Александр Коларов (серб. Александар Коларов; 10 ноября 1985, община Земун, Белград, Югославия) — сербский футболист, левый защитник. Игрок...

Туристический путеводитель:

Природа Сербии

News image

Большая часть Сербии лежит на территории плодородных межгорных равнин и долин Тисы и Дуная, занятых сельхозугодиями и широколиственными ле...

Советы и рекомендации по поездке в Сербию

News image

Ситуация с безопасностью в стране достаточно неоднозначная. В Сербии же уровень преступности растет достаточно быстро. Следует остерегатьс...

Визы в Сербию

News image

Для посещения Сербии сроком до 30 дней либо транзитного проезда через территорию страны гражданам России виза не требуется. Срок действия ...

Интересные факты:

Средневековое Сербское государство

News image

Расселение славян В период существования Римской империи большая часть территории современной Сербии, населённой тогда главным образом ...

Северное Косово

News image

Се верное Ко сово (серб. Северно Косово, алб. Kosova Veriore) — неофициальное название района в северной части Косово, населённого преимущ...

Сербское королевство

News image

Экономическое развитие До конца XIX века Сербия оставалась отсталой аграрной страной. Более 89 % населения было занято в сельском хозяй...