Косово из окна автобуса
Сербия - Отзывы и истории туристов

  косово из окна автобуса

И вот настал «долгожданный» день поездки через Косово. Сон мой был чуток и поверхностен. Всю ночь в комнате дребезжала посуда, и на стенах хлопали и подпрыгивали картины. Разгадка оказалась в том, что Энди возлег в неудобной позе и во сне мощно храпел. А под утро меня разбудили резкие и безумные по смыслу вопли под окном хостела.

Как добраться?

Автобус из Скопье (Македония)

Я вышел на балкон.

- Бип! – кричал один албанский работяга.

- Бибииип! – отвечал ему его товарищ.

И так раз двадцать по кругу. Видимо у них был отходняк от ночного употребления неизвестных и жесткие албанских веществ.

В прошлом посте я раздавал респекту хостелу Kapistec. Но с утра картину слегка подпортили. Стоило мне намылить жопу голову, как резко закончилась горячая вода. Вообще с горячей водой на Балканах большие траблы. Даже в гламурных кабаках в умывалке ее не было. Вторая проблема касалась инета. Прошлым вечером я удачно подобрал пароль к местному вайфаю. Кстати, это еще одно мое великое балканское открытие. Так вот любимый пароль местных одминов - это 1234567890. Но под утро мужик на ресепшене обнаружил, что порно с ютуба стало тормозить и понял, что это хитрожопые русские жрут его трафик. В общем, мой хитрый план с утра пораньше выучить джентльменский набор албанских слов (привет, пока, спасибо) провалился.

Скопье город небольшой, только Энди умудрился опять стереть в хлам ноги. Помните: «Ноженьки, мои бедные ноженьки!»? Так что мы чуть не опоздали на автовокзал, но к счастью я нашел, как срезать путь через какую-то стройку. До отправления оставалось минут десять. Но тут у входа к автобусному терминалу нас тормознул охранник. «Билеты надо зарегистрировать, пиздуйте в кассу уважаемые». Регистрация стоила 150 динар, сущие копейки. Только, блин, в наших трех карманах удалось наскрести всего 120. Я стал, как броуновская частица, хаотично метаться по всему вокзалу в поисках обменника. Олька пошла другим путем. Нет, она не стала исполнять свою любимую песенку «Напилася я парного молока, увидала я чужого мужика», чтобы заработать нам 30 динар (20 руб). Олька попыталась заплатить картой. А хер там, «Визу не принимаем!», заявила кассирша. Точнее, она выразилась даже более обобщенно, что у них совсем кредитки не принимаются. Мы уже были совсем в панике, но тут Олька достала из своего загашника завалявшуюся там Мастеркард. «Мастеркард ок!». Это ппц какой-то. Ну да ладно, все - таки мы прорвались к автобусу.

Я заглянул в темное и душное нутро нашего автобуса. Публика была на удивление весьма приличной. Я с удовлетворением отметил, что Олька будет не единственной блондинкой в автобусе. Еще был чувак весь в пирсинге. И несколько вполне нормальных мужиков. Как обычно степень быдловатости пассажиров увеличивалась по мере отдаления от водителя. В конце сидели совсем уж упыри. Олька забраковала место впереди. «Тут окно запотело, я дорогу не увижу». И мы пересели назад за каким-то мощным гопником. Рожа у него была совсем прокопченная, так что определить македонец это, албанец или даже цыган никакой возможности не было. В принципе автобус был совсем не убитый, не считая маленького недостатка. Ага, сортир был наглухо заколочен и заперт огромным амбарным замком. Десять часов не ссать, это отличное испытание для силы духа. Бутылка с водой была тут же убрана на дно рюкзака.

Пора уже было отправляться, но тут вошла улыбчивая тетушка-кондуктор и стала проверять билеты и смотреть паспорта.

- Не пались раньше времени, - прошипел я на Ольку, которая размахивала перед носом у соседей двухголовым орлом на паспорте.

«Не пались», ага ща, конечно. Стоило кондукторше взять в руки мой паспорт, как ее улыбка стала еще шире. Она повернулась ко всему автобусу и радостно объявила:

- Русска федераца!

«Да, да такая радость, мы тоже очень рады», - нечто подобное постарался изобразить я на своем лице.

- Ну и как вам Скопье?

- Вери интрэстинг!

- Ой, вы слышали? Очень интересно! – перевела она мою фразу остальным.

Народ с любопытством, но дружелюбно нас поразглядывал. Ну ладно, вот и познакомились.

Сделаю небольшое лирическое отступление. Еще за месяц до поездки я представлял ситуацию в Косово в довольно мрачном свете. Но из-за фейла с албанским посольством я решил срочно подтянуть свои знания по текущей ситуации в этом регионе. Оказалось не все так плохо. Последние массовые убийства и погромы сербов были лет 5 назад (печально известное 17 марта). Отчетов по поездкам русских туристов в интернетах не так много. Но в тех, что я нашел, никакой особой жести не было. В жж обитает один товарищ, который вообще работает в Приштине. Он сравнил Косово с Жулебино, т.е. если не искать на свою жопу приключений, то ничего такого. А больше всего мне понравилось вот этот косовский рассказ в «Русском журнале». Я еще пошерстил буржуйские форумы а-ля виртуалтурист или лонлиплэнет. Меня позабавил паникующий афро-американец, который какого-то хера решил посетить Косово. Его волновало, как там относятся к америкосам да еще и неграм. Обстановку он представлял, примерно так, что по Косово шляются сербские банды Miloshevich и щемят мирных олбанцев. Но в целом американские форумы в части Балкан на порядок информативнее наших. Так что всякие россиянские мифы про тупых американцев, которые поголовно думают, что Албания это штат в Канаде, полная ерунда. Подвожу итог, реальных поводов для паники совершенно не было.

Дисклаймер: большинство фоток делали мыльницей в движении из окна автобуса. Так что сами понимаете, ага.

Бедная албанская деревня.

Богатая албанская деревня

Продолжаем. Как и в России, македонские водилы заправляют автобусы после отъезда, а не до оного. ПОдумаешь, всего двадцать минут лишней задержки. Зато был и плюс, народ активно и явно про запас посещал сортир на заправке. Водил было двое, парочка достаточно молодых и веселых македонских албанцев. Они включили свою заунывную албанскую музыку, впрочем, совсем тихо и интеллигентно. От этого я после бессонной ночи под аккомпанемент Эндиного храпака невозбранно отрубился. И проснулся только на македонской границе. Штамп о выезде нам ставить не стали, но по отзывам, это нормальная македонская практика.

На косовском КПП в автобус влезла упитанная девушка. Наверно это была единственная албанка, которую я видел в Косово. Пограничница взглянула на наши паспорта и спросила:

- Do you work in Pristina?

- No. Just tourists to Podgorica.

Это ее удовлетворило, и нам тиснули в паспорта ядовито-синий косовский штамп. Причем постарались попасть на первые страницы, где ставят въезд-выезд наши погранцы. Сразу за КПП стояла будка кейфоровцев, но было видно, что она давно заброшена. Затем она обшмонала рюкзачок нашего гопника-соседа. За этим процессом я узнал, что его зовут Владко, и похоже он боснийский серб. После этого гопник стал казаться мне вполне добродушным и приличным парнем.

- Слушай, а чё Косово – это страна что ли? – громко поинтересовалась Олька, разглядывая испоганенный штампом паспорт.

- Ну типа того, но не совсем, - обтекаемо ответил я.

Лекцию на тему Kosovo je Srbija я решил оставить на время после пересечения Черногорской границы.

Наконец пограничные формальности были улажены, заняло это всего минут 15. И мы тронулись дальше. К этому моменту я окончательно продрал сонные глаза и тут же прифигел. В окне были нереальные красоты. Казалось, мы ехали по дну гигантской чаши вместо стенок, у которой были изумрудно-зеленые горы с белоснежными зубцами. В общем следующие часов шесть мы с Олькой во все глаза зырили в окно автобуса, то и дело восторженно тыкая пальцем в очередное чудо природы.

Потом я прочитал, что наш маршрут пролегал по Метохии. Сами сербы четко различают Косово и Метохию. Но в мире принято и то и другое называть одним словом Косово. Долина была достаточно густо усеяна домами. Дома были весьма добротные, как правило трехэтажные, с гаражом в подвале. Очень много попадалось строящихся домов или совсем новых, но еще не обжитых. Я читал, что у албанцев есть одна национальная фишка. Каждый босяк мечтает купить Мерседес и построить свой собственный дом. У Ольки сразу же возник вопрос: «А где они бабло берут?». И действительно, никаких следов сельского хозяйства на протяжении всей дороги замечено не было, заводов тоже. На самом деле даже по статистике львиную долю местного бюджета обеспечивают албанские гастарбайтеры. Чем они занимаются в Европах - это отдельный разговор. Можно посмотреть на эту тему прекрасный фильм братьев Дарденнов «Молчание Лорны».

Дальше я, пожалуй, по программистской привычке скомпоную свои наблюдения об юго-западном Косово в виде «нумерованного списка»:

1)Итак, никакой разрухи в юго-западном Косово я не заметил. Наоборот, во всем видна была кипучая строительная деятельность. Хорошие дома и повсеместная стройка.

2)Флаги. Албанцы просто прутся от флагов. Почти каждый дом украшен хотя бы джентльменским набором: голубой Косовский и кроваво-черный Албанский. Третий по популярности – американские «звезды и полосы», он даже выигрывают у флагов Евросоюза и Германии. Российских триколоров я как-то не заметил. Странно.

3)Женщины. Телок в Косово практически нет. Точнее я подозреваю, что есть. Я лично видел множество детишек. Вряд ли местные албанцы изобрели способ обходиться в деле создании ребятни без женщин. Но видимо они по исламским обычаям где-то ныкаются на вторых ролях. Хотя этому противоречит тот факт, что те три-четыре особы, которых я заметил, выглядели вполне фривольно. Непонятно.

4)KFOR. Миротворцев еще меньше, чем телок. Точнее я за четыре часа поездки не видел ни одного. Разгадка наверно в том, что в Метохии сербских анклавов осталось совсем мало (2 или 3 деревни). Охранять кейфоровцам тут некого.

5)Дети. Мелочь вполне симпатичная. Вполне европейская по виду и повадкам. Камнями в наш автобус никто не кидался. Вполне приветливо махали руками. Надеюсь, из них вырастет что-то приличное, и они не будут убивать людей только за то, что они другой веры. Я оптимист, понимаю.

Ё! Автобус!

6)Свалки автомобилей. В каждом селе есть большие развалы покуроченных тачек. Не знаю, что они с ними делают. Возможно, тащат хлам из Западной Европы и на месте собирают по принципу из десятки говна – один Мерседес. Вообще, единственно место, где народ реально работал, были автомастерские, эти свалки и заправки.

7)Памятники. Опять таки в каждой деревне стоит пусть даже занюханый и мелкий обелиск боевикам УЧК. В населенных пунктах покрупнее на постамент ставят уже статую брутального чувака с автоматом. Смотреть на это мерзко.

Часа через два-три мы, казалось бы, насытились местными пейзажами. К этому моменту в автобусе образовалось несколько кучек по интересам. Скажем, Владко нашел своих земляков – пожилую пару, пропитого вида и пересел к ним. На нас всем было пофиг и меня это вполне устраивало. Указателей на Косовских дорогах было немного. Но изредка встречались мелкие синенькие таблички. Когда водила первый раз проехал стрелку «Приштина туда», я слегка напрягся. Но потом понял его хитрый план, видимо желающих ехать до туда не было и он срезал путь через Печ. Потом он стал забивать и на стрелки с поворотами на Печ. Я мысленно представил в голове карту и решил, что чуваки знают секретную дорогу до Черногорской границы. Хотя Энди и расстроился, что нам не удалось поесть Приштинского кебабчика.

Косовский общепит. Традиционно украшенно флагами Косово и Албании.

Вдруг мы тормознули у какой-то кафешки. «Ну сейчас все организованно поссым и дальше поедем», решил я. Сортир был чудовищен, особенно напрягала незакрывающаяся и дырявая дверь. Пришлось караулить Ольку, хотя внутри было тесновато. Сделав дела, я заметил, что наши водилы сели за столик и заказывают жратву. Часть пассажиров тоже взяла пивка и хавчика. Правда еще часть безвылазно торчала в автобусе. Специально для них шофер не заглушил мотор, и постепенно автобус превращался в натуральный газенваген. Мы с Олькой выбрали срединный путь, он как известно всегда самый разумный. А именно вылезли из автобуса, но пиво пить не стали. Просто любовались природой и наблюдали за Косовской жизнью. К кафешке постоянно подъезжали тачки разной степени убитости с номерами KS. Неместные были одни мы. Где-то поблизости была школа, так что по шоссе ходили стайки школоты. Но про них я уже писал. Рядом старикан гонял хворостиной ленивую корову. Так мы хоть немного погрузились в повседневную жизнь косоваров. И только через полчаса мы поехали дальше.

В принципе все, что я писал про внешнее впечатление от македонских албанцев справедливо и для албанцев косовских. Мои стереотипы, что албанцы сродни нашим кавказцам, оказались неверны. Албанцы внешне совсем не дерзкие, не брутальные и не наглые. Как ни странно они мне больше всего напомнили молдаван. Олька обратила внимание, что я какой-то слегка сосредоточенный. Я подумал, и правда: «Why so serious?», и окончательно после впечатлений от народа в кафе расслабился.

Серпантин. Внизу лежит Метохия.

Вскоре я стал понимать, что наши водилы не распиздяи, кладущие толстый хер на расписание поездки, а очень грамотные и ответственные люди. А все потому, что путь нам преградили огромные горы с заснеженными вершинами. Наш автобус принялся из долины медленно штурмовать эти вершины. Серпантин дороги был извилист и стремен. Т.е. водилы просто отдохнули перед сложным участком. Так вот дорога была просто пиздец, узкая и горная, с крутейшими поворотами, все как надо. Но нам с Олькой было абсолютно комфортно. А все потому, что вид из окна был еще более шикарным, чем в равнинной части. И чем выше мы забирались по серпантину, тем больше захватывало дух от высоты и красотищи. Надо отметить, что шофер не гнал, а ехал предельно аккуратно, да и встречающиеся машины вели себя так же. Еще раз сравните с нашим Кавказом. Постепенно яркая и сочная зелень стала темнеть, начали преобладать хвойный деревья. Буквально за сорок минут мы переехали из условного Крыма в тайгу. Появился снег. Внезапно почти у вершины нас тормознули у блокпоста. Собрали паспорта и в очередной раз обшмонали Владко. Никакого штампа о выезде не ставили, я решил, что это просто «проверка на дорогах».

Наш автобус почти осилил вершину.

Следующие минут 15-20 мы ехали почти по заснеженной вершине огромной горы. На фоне снега особенно ярко выглядели многочисленные красные столбики с безобидной надписью «Mine!». И опять мы уткнулись в КПП. Оно ничем не отличалось от предыдущего: навес для машин, да маленький домик. Только на домике развевался алый Черногорский флаг. Ура, мы дома, тьфу, ну в смысле в Черногории! Я уже не удивился, что погранцы опять залезли в рюкзак нашего соседа. На нас они поглядели несколько удивленно, но ничего не сказали. Зато албанский (македонский?) водила принес наши паспорта в отличном настроении. К тому моменту он уже выучил нашу троицу по именам:

- Олга, Сергей, Андрей! - радостно продекламировал он и торжественно вручил наши красные паспортины.

Я стою на черногорской горе, за спиной горы Косовские. Рожа у меня веселая.

После пересечения границы настроение улучшилось не только у шоферов. Народ заметно расслабился. Один мужик даже вытащил дорогой ноутбук и стал смотреть фильм. Но в принципе еще час обстановка вокруг мало отличалась от Косово. Все так же в деревнях стоили кубики мечетей, а жители явно были не славянской национальности. Кажется, вездесущие албанцы расползаются по всем Балканам. Мы еще раз остановились на перекус уже в черногорском ресторанчике. Я в этот раз не материл мысленно водил, а понимал, что сейчас начнется очередной тяжелый участок. И действительно вскоре началось. Конечно, черногорская природа уделывает все остальное Балканское великолепие влегкую. К этому моменту у меня местные красоты уже через жопу лезли, но тут было еще круче. Косовские зеленые и мягкие горы постепенно стали сменяться черногорскими брутальными скалами. Впрочем, они были совсем и не черные, скорее бежевые с черными подтеками. Нас с Олькой поразило, что скалы были слоистые, и эти слои лежали под разными градусами. В основном конечно ровно параллельно земле, но иногда и под косым углом и ли вообще в завитке. Природа, епта. Внизу в глубоком ущелье текла горная река такой феерической чистоты и голубизны, что мы с Олькой не могли оторвать глаз. Словами и даже фотками это конечно не передать.

Косая скала. Черногорские горы такие черные.

Через девять с половиной недель часов напряженного, но дико красивого пути мы прибыли в Подгорицу.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Лучшие отзывы и истории туристов:

Косово. О Косовской Митровице и Приштине

News image

Пока все празднуют или проклинают годовщину провозглашения независимости Косово, самое время выложить фотографии из майской поездки в это непризнанное государство. Начн...

Выходные в Белграде

News image

июнь 2008 Отличная идея пришла нашему правительству - сделать 12 июня выходным, у меня 11 день рождения, так что следующий день выходной, это очень кстати. В этом...

Один день из жизни отдыхающих

News image

…посвящается тем, кого я знаю и люблю….. Один день из жизни отдыхающих Вчера вставали трудно. Поездка в Острог возвращала усталость

Реклама*

Достопримечательности:

Лепенски-Вир

News image

Лепенски-Вир — стоянка мезолитических охотников, обнаруженная на территории Сербии. Раскопана в 1965 году. Датирована VI тыс. до...

Джердап (национальный парк)

News image

«Джердап» — национальный парк в восточной части Сербии, на границе с Румынией. Общая площадь национального парка 63608 га, а вме...

Мост Траяна

News image

Траянов мост — самый длинный мост античности, перекинутый в 103—105 годах по проекту Аполлодора Дамасского через Истр (Дунай) к ...

Копаоник (национальный парк)

News image

«Копаоник» (серб. Копаоник) — национальный парк в юго-западной части Центральной Сербии, на границе с автономным краем Косово и ...

 

Известные Сербы:

Глигорич, Светозар

News image

Светозар Глигорич (серб. Светозар Глигорић, Svetozar Gligorić) (2 февраля 1923, Белград) — сербский, ранее югославский шахматист, гро...

Томич, Неманя

News image

Не маня То мич (серб. Немања Томић; 21 января 1988, Крагуевац, СФРЮ) — сербский футболист, полузащитник белградского клуба «Партизан» и сб...

Дмитриевич, Драгутин

News image

Драгу тин Димитри евич (серб. Драгутин Димитријевић , известен как А пис) (5(17) августа 1876 — 11, 24 или 27 июня 1917) — начальник разве...

Туристический путеводитель:

Югославия: вольнопутешествующим на заметку

News image

Раз в год я по своим академическим делам езжу наземным транспортом в Афины, и каждый раз стараюсь выбирать новый маршрут. Раньше я все вре...

Посольства и консульства Сербии

News image

Посольство Республики Сербия в Российской Федерации Адрес: 119285, г. Москва, Мосфильмовская ул., 46 Телефон: (499) 147-4106, 147-90...

Супербанкир ушел, супердинар остался

News image

В прошлую среду парламент Союзной Республики Югославия отправил в отставку управляющего Народным (т. е. центральным) банком страны Драгосл...

Интересные факты:

XIX век

News image

Вук Стефанович Караджич (1787—1864) является едва ли не замечательнейшею личностью новой сербской не только литературы, но даже истории св...

Создание Югославии

News image

Югосла вия  была этатистской идеей среди южных славян, она подразумевала создание единого государства, объединив все славянские народы Бал...

Независимая Республика Сербия

News image

Президентом Сербии с 2004 года является руководитель Демократической партии (ДП) Борис Тадич, премьер-министром в 2004—2008 гг. — лидер Де...