Югославия: вольнопутешествующим на заметку
Сербия - Туристический путеводитель

  югославия: вольнопутешествующим на заметку

Раз в год я по своим академическим делам езжу наземным транспортом в Афины, и каждый раз стараюсь выбирать новый маршрут. Раньше я все время ездил туда через Румынию и Болгарию (некоторые фрагменты этих путешествий описаны на http://romanycz.travel.ru). В этот раз я решил попробовать проехать через Югославию и Македонию. Подучил сербский, освежил остальные попутные языки, и 20 сентября 1997 г. тронулся в путь. Почему я выбрал такой маршрут? Меня давно уже привлекал дух Балкан . Ведь это места, откуда пошли славяне, языки тамошних жителей сохранили древнейшие формы. А в некоторых местах, как мне говорили, еще сохранились обычаи кровной мести.. Скажу сразу - никакая Magna Slavonia мне не встретилась. Однако впечатлений Югославия оставила у меня немало. Несколько их структурировав так, чтобы они могли служить справочным материалом, предлагаю их вашему вниманию.

I. Режим въезда.

Россиянам для въезда в Югославию и Македонию визу в посольстве получать не надо - достаточно иметь приглашение или ваучер. Визу иногда вштамповывают в паспорт на границе, иногда просто ставят въездной штамп. В Белграде много украинских челноков, так что, по-моему, в Черновцах ваучеры должны быть самые дешевые Челноки обычно едут по маршруту Черновцы (автобус DM6) - Suceava (поезд DM6) - Timisoara (автобус DM8) - Beograd (цены 1996 г.). Просто так не пустят. Один мой знакомый этим летом три раза бомбил югославскую границу (дважды со стороны Румынии и один раз - со стороны Венгрии), и все вотще. Я проехал, показав греческую визу в паспорте. Можно было бы проехать и с итальянской, сказав, что еду на паром Bar - Bari (стоит он около $20).

II. Погранпереходы.

Начнем с венгерской стороны. Там есть два международных перехода. Первый - это Ro szke (Рске) - Хоргош. Находится он на дороге Szeged - Суботица. Между Сегедом и Суботицей ходит около 8 пар рейсовых автобусов, проезд в которых стоит DM5. Отправляются они от городского базара в Сегеде и от Автостанции в Суботице. От сегедского базара до Roszke ходит рейсовый автобус за DM1: от его остановки до границы меньше 1 км. От Хоргоша до Суботицы автобусов ходит мало, и поезд ходит лишь 3 раза в день. Проезд там стоит DM1.6. Второй переход - это Kelebia - Келебиjа. С венгерской стороны автопереход находится примерно в 2 км от ж/д станции. Зато с югославской стороны оттуда каждые час-полтора ходят автобусы (DM1.6) до Суботицы.

С хорватской и боснийской стороны уже сейчас есть работающие переходы, и челноки вовсю ими пользуются, однако ситуация тут еще не устоялась, и я не буду их описывать.

С румынской стороны самый популярный переход - Jimbolia (Жимболия) - Кикинда. Там два раза в день ходит поезд, в котором постоянно разыгрываются безобразные сцены недопуска румынских коробейников в Югославию. Югославские пограничники при этом часто прибегают к рукоприкладству. Кроме того, через близлежащий автопереход курсирует множество частных автобусов Timisoara (Тимишоара) - Белград (DM8).

С Албанией есть несколько официальных переходов. Ими, однако, мало кто пользуется - разве что суровые албанские дальнобойщики. Местное же население и контрабандисты ходят своими путями (см. ниже).

С Македонией - обыкновенная госграница. Я проезжал через два перехода: Генерал Jанкович - Волково и Прешево - Табановци, оба раза на поезде. С ценами на проезд ситуация там следующая. Расстояние от Косова Поля до Скопье (через Генерал Jанкович - Волково) - около 100 км. Билет на поезд стоил DM30 (!!). Мне это показалось безумно дорого, и я купил билет до границы за DM3, однако выходить не стал. Во время собственно переезда через границу по поезду идет кондуктор, который, ритуально ворча, собирает с безбилетных (то есть, со всех) пассажиров по DM1.5. А потом все покупают билет от Волково до Скопье за DM1.

С Болгарией основная дорога проходит через Димитровград - Драгоман. Не путайте Димитровград югославский с ныне не существующим Димитровградом болгарским - тот сейчас называется (несколько неприлично, с моей точки зрения) Дупница.

III. Деньги, цены.

Денежная единица в Югославии - динар, точнее, новый динар. Курс его жестко привязан к немецкой марке, и потому он везде един: DM1 = 3.3 дин (осень 1997 г.). Немецкие марки свободно обращаются наравне с динарами: ими можно везде расплачиваться. В ходу даже монеты по DM1.  Я далек от всякого рода коммерции, поэтому в ценах разбираюсь плохо. Приведу несколько конкретных цен. Проезд: 700 км на поезде - 79 дин., 220 км на автобусе - 44 дин. Еда: На севере, в Воеводине, обед a la carte в скромном ресторане - 10 дин., 0.5 пива - 3-4 дин., пачка сигарет - от 1.5 дин. Книги - дорогие. Так, например, карманный сербско - англо - сербский словарь стоил около 100 дин. Открытка - около 1 дин. В Черногории все на 25% дороже, в Косово - несколько дешевле.

IV. Региональные особенности.

Как и во многих странах, в Югославии очень заметны различия между Севером и Югом.

Север - Воеводина - обычное центральноевропейское место (правда, и СДК там больше всего). Там, кстати, живут много венгров, и многие приезжают из Венгрии. Меня, скажем, подвозил молодой человек, который кроме мадьярского, ничего не знал (пришлось быстро включать уже выключенный мадьярский). Сербский же язык похож на древнерусский, как в Слове о полку Игореве - приходаху звера и кров полизаша.. .

В Черногории живут черногорцы и албанцы. Черногорцы говорят на старом диалекте: так, например, аорист, который понимают все (Jа видех..), употребляют вречи лишь черногорцы. Но, к сожалению, никакой седой старины я там не заметил. Я специально провел целый день в окрестностях Скадарского озера: ехал туда познакомиться с легендами и мифами .. И что же? Кругом турбизнес: экскурсии по озеру на катере с групповодом, рыбалка под руководством инструктора. Вот Преспанское озеро в Македонии - совсем другое дело! Но это сюжет для другого рассказа...

Албания и албанцы. Косово. Кормилица и в то же время рассадник терроризма - вот что такое Албания для Югославии. В годы ООНовской блокады из Албании в Югославию текла широкая река топлива, продовольствия, промтоваров. Быстроходной моторке требуется всего четверть часа, чтобы добраться до Скадара (Shkodra). Там быстро покупается дешевый товар. В Албании действительно все очень дешево - таможенные пошлины не берутся из-за бардака, а люди там живут очень бедно. Один из подвозивших меня контрабандистов говорил, что он снимал девушку за пачку жваки . Во время блокады почти все трудоспособное население Черногории и Косова промышляло контрабандой, да и сейчас, учитывая очень высокий уровень безработицы, таких немало. Однако прибыли уже не те.

В самой Югославии живет много албанцев. В некоторых районах, прилегающих к границе, их большинство. Это является причиной неспокойной обстановки - националисты организуют митинги за расширение прав албанцев, полиция дубасит их, террористы, как и положено, организуют теракты, и везде расхаживают ОМОНовцы с калашниковыми . Однако, не в пример нашим, охотятся только на террористов, а к гражданскому населению относятся лояльно.

Въезжал я в Косово почти что по касательной к албанской границе. Дорога шла через горы: иногда можно было видеть долину внизу с высоты доброго километра. Сплошной крутой серпантин, ни одного кармана , к тому же вся трасса была уляпана то ли коровьим, то ли овечьим дерьмом. Металлическое ограждение у краев обрывов во многих местах было проломано.

Плотность населения в Косово очень высока: в семьях по 6-7 детей. Сами албанцы внешне похожи на таджиков. Языка их я совсем не знал (в мою программу Панглосс не включены 2 европейских языка - албанский и баскский), однако без проблем можно изъясняться по-сербски. Народу там очень много - похоже на Румынию. Хотел устроить косовский филиал отеля Романыч где-нибудь у трассы, но ничего не вышло - за каждым кустом либо играли дети, либо испражнялись домашние животные. Пришлось отправиться спать на вокзал. Выглядят лица албанской национальности немного диковато, но все трезвые, так что не надо их пугаться. Дружелюбны, немного назойливы, особенно дети и молодежь, но в меру по сравнению, скажем, с Трансильванией.

V. Общественный транспорт.

С севера на юг Югославию можно проехать на поезде. Ночной поезд Суботица - Бар идет 12 часов. Есть две пары дневных и две - ночных поездов Белград - Бар. Это около 9 часов езды. Два поезда в день (дневной и ночной) ходят между Белградом и Косовым Полем. До южных границ тоже есть ночные поезда. Местное железнодорожное сообщение развито в общем неплохою Цены см. выше.

Автобусное сообщение. Есть дальние автобусы, в том числе ночные. Стоят они несколько дешевле поезда. Местное автобусное сообщение сильно разнится от места к месту. Вокруг Скадарского озера автобусов нет вообще, а в Косово автобусники зазывают людей, как в Турции, да и проезд там дешевле (за 86 км я отдал 10 дин.)

VI. Автостоп.

Во-первых, стопом люди там вовсю ездят и ничего необычного никто в этом не видит. Водители ведут себя совершенно обыкновенно по центральноевропейским меркам: про денежку никто и словом не обмолвится. Оборотная сторона - большое количество СДК (СДК - это местные жители, пользующиеся а/с для перемещения на небольшие расстояния). Обычные способы дистанцирования от них действуют нормально.

VII. Милиция.

Она там так и называется, и неспроста. Вот несколько штрихов. Hапример, если вы спрашиваете дорогу у полицейского, он, вежливо улыбнувшись, просто покажет ее. А милиционер сначала смерит вас взглядом и попросит документы. ( Страшно далеки они от народа - В.И.Ленин). Hа постах ГАИ стоят специальные блюдечки для мелких подношений. Тормозимые водители в благодарность за проверку документов кладут туда яблочки - виноградик (объевшиеся гаишники меня угощали - очень вкусные) и.т.п. Иностранным водителям приходится туго - дерут с них безбожно. Венгры мне рассказывали как с одного из их чартерных автобусов, у которго ну все было в порядке, содрали DM200 за... недостаточное количество черных мешков для упаковки трупов в случае автокатастрофы . Вот такие вот штрихи.

VIII. Карты.

В Югославии я их вообще не видел! Поэтому я не нарадовался своей предусмотрительности - за $4.5 купил в Венгрии 6-километровку всех бывших югославских республик издательства Freytag - Berndt. Из всех виденных мною карт эта мне показалась наилучшей.

Ну вот, кажется, и все. Буду рад, если кому-нибудь эта информация пойдет на пользу. Читайте мои рассказики!

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Лучшие отзывы и истории туристов:

Теплые выходные в Белграде

News image

Сложно написать о туристическом Белграде, но все равно хочется об этом городе немного написать. В прошлом году мне почему-то захотелось съездить в Белград. Пыталась ...

Македония - Охридское озеро. Красиво, чисто, спокойно

News image

В позапрошлом году я побывала на международной женской конференции в Охриде. Кроме интересных сообщений ярких личностей - дам из разных стран, там была большая экскурси...

Израиль. Волшебное притяжение Негева

News image

Негев называют краем нескончаемых чудес. Прохладными летними ночами над головой путешественника горят крупные, как в планетарии, звезды, а с рассветом начинают оживать ...

Реклама*

Достопримечательности:

Лепенски-Вир

News image

Лепенски-Вир — стоянка мезолитических охотников, обнаруженная на территории Сербии. Раскопана в 1965 году. Датирована VI тыс. до...

Мост Траяна

News image

Траянов мост — самый длинный мост античности, перекинутый в 103—105 годах по проекту Аполлодора Дамасского через Истр (Дунай) к ...

Нови-Садский университет

News image

Университет города Нови Сад (серб. Универзитет у Новом Саду) — сербский университет, второй по величине в стране. Основан в 1960...

Достопримечательности Сербии

News image

На территории Сербии сохранилось множество исторических и культурных памятников, причем большинство из них, несмотря на многочис...

 

Известные Сербы:

Матулович, Милан

News image

Милан Матулович (серб. Милан Матуловић; 10 июня 1935, Белград) — сербский, ранее югославский, шахматист; гроссмейстер (1965). Чемпион Югос...

Трифунович, Петар

News image

Петар Трифунович (серб. Петар Трифуновић; 31 августа 1910 года, Дубровник — 8 декабря 1980, Белград) — югославский шахматист; гроссмейстер...

Ивкович, Душан

News image

Ду шан И вкович (серб. Душан Ивковић; родился 29 октября 1943 года в Белграде, Сербия, оккупированная фашистской Германией) — югославский ...

Туристический путеводитель:

Естественные опасности в Сербии

News image

Необходимые и рекомендуемые прививки Рекомендуется иммунизация против тифа и полиомиелита, а также профилактические меры против столбня...

Кухня Сербии

News image

Как и везде на Балканах, местная кухня сформировалась в результате смешения настолько разных кулинарных традиций, что превратилась в доста...

Природа Сербии

News image

Большая часть Сербии лежит на территории плодородных межгорных равнин и долин Тисы и Дуная, занятых сельхозугодиями и широколиственными ле...

Интересные факты:

Официальные праздники и выходные дни в Сербии

News image

1 и 2 января - Новый год. 6 и 7 января - православное Рождество. 27 апреля - День Государственности. апрель-май - православная Па...

Культура Сербии второй половины XX века

News image

Культурная жизнь Сербии после освобождения страны в 1945 году развивалась в тесной связи с культурой других народов Югославии. Глубокие эк...

Правление Тито

News image

Первоначально Югославия ориентировалась на Советский Союз, однако в 1948 году между Тито и Сталиным произошёл разрыв. В 1949 года началась...