Помимо финансово-экономической зависимости от Австро-Венгрии в конце XIX века усилилась и политическая зависимость. Проавстрийский курс князя Милана Обреновича и консерваторов после Берлинского конгресса привёл к заключению в 1881 году австро-сербской конвенции, в соответствии с которой внешняя политика страны была подчинена Вене и фактически установлен австрийский протекторат над Сербией.[1] Князь Милан также отказался от претензий на Боснию, Герцеговину и Новопазарский санджак. В ответ Австро-Венгрия гарантировала поддержку династии Обреновичей и согласилась на провозглашение Сербии королевством. 22 февраля 1882 года Милан был объявлен королём сербов. Определённую проблему представляли новоприобретённые по условиям Берлинского мира земли: на этих территориях была развёрнута политика интеграции и этнической гомогенизации, в результате которой мусульманское население было изгнано, а его владения разделены между православными сербами.[5]
Для внутриполитической жизни в 1880-х гг. было характерно становление политических партий и острая борьба между ними, прежде всего между правящей младоконсервативной Сербской прогрессивной партией (напредняки) Милана Пирочанаца и Народной радикальной партией Пера Тодоровича и Николы Пашича, которой удалось привлечь на свою сторону широкие слои сельского населения, интеллигенции и мелкого духовенства. Напредняки провели ряд законов, призванных модернизировать страну, однако их реализация продвигалась крайне медленно. В частности, несмотря на принятие в 1882 году закона о всеобщем начальном образовании, из-за нехватки школ и учителей к концу XIX века неграмотными оставалось более 75 % населения Сербии.[5] Ориентация князя и напредняков на Западную Европу вызывала недовольство русофильски настроенных крестьян и духовенства. Вспыхнувшее в 1883 году Тимокское восстание в восточной Сербии было вскоре подавлено войсками, последовали жесткие репрессии против участников движения и членов Радикальной партии.
Александр Обренович
Влахо Буковац, 1900
В 1885 году Сербия ввязалась в войну с Болгарией, оспорив присоединение к последней Восточной Румелии, но сербская армия была наголову разбита в Сливицкой битве. Лишь вмешательство Австро-Венгрии позволило заключить мир и избежать территориальных потерь. Военное поражение в сочетании с финансовым кризисом и политической нестабильностью заставило короля Милана пойти на уступки радикалам. 22 декабря 1888 года была утверждена новая конституция, расширившая избирательное право, прерогативы скупщины и гарантировавшая демократические права и свободы. Вскоре Милан Обренович отрёкся от престола. При его несовершеннолетнем преемнике Александре Обреновиче к власти пришли радикалы, которые провели демократические реформы, восстановили союз с Россией и активизировали сербскую пропаганду в балканских владениях Турции. Однако после возвращения из эмиграции Милана Обреновича в 1894 году начался возврат к авторитаризму и репрессиям, а конституция 1888 года была отменена. Тем не менее политическая ситуация оставалась нестабильной. Помимо частой смены правительств, положение осложнил брак короля с Драгой Машин, незнатной вдовой значительно старшей его по возрасту. Попытка умиротворить радикалов утверждением новой, относительно либеральной конституции в 1901 году («Апрельский устав») не увенчалась успехом, вскоре её действие было приостановлено. В мае 1903 года группа оппозиционно настроенных офицеров организовала заговор и убила короля Александра и королеву Драгу. Их смерть положила конец правлению Обреновичей на сербском престоле. Была восстановлена конституция 1888 года, а королём был провозглашён Пётр I Карагеоргиевич.[1][4][5]
«Золотой век»
Никола Пашич
В период правления Петра I в Сербии были проведены коренные преобразования политической системы: восстановлены демократические свободы, расширены полномочия скупщины, которая стала высшим законодательным органом страны и контролировала деятельность правительства. В результате, в начале XX века Сербия представляла собой парламентскую монархию западного типа. У власти в течение пятнадцати лет (с небольшими перерывами) находилась Радикальная партия во главе с Николой Пашичем. Существенно ускорилось экономическое развитие, начали создаваться промышленные предприятия, быстро росла транспортная сеть, сократилась экономическая зависимость Сербии от Австро-Венгрии. Несмотря на прямое давление со стороны последней, приведшее к таможенной войне 1906—1908 годов, Сербии удалось найти новые рынки сбыта в Западной Европе и уменьшить долю экспорта в Австро-Венгрию до 15 %. В результате бурного развития экономики Сербия превратилась в достаточно процветающую по балканским меркам страну, а период начала XX века вошёл в сербскую историю как «золотой век» или «Периклова эпоха».[5]
Сербский парламентаризм «золотого века», однако, имел свою специфику. Несмотря на практически всеобщее избирательное право[26], политическое сознание населения в целом оставалось достаточно низким: подавляющее большинство избирателей были либо неграмотными, либо плохо образованными, их предпочтения основывались не на программах партий, а на личных симпатиях и доверии к лидерам.[5] На выборах активно использовался административный ресурс. Значительную роль в политике играла армия[27]: высшее офицерство было фактически независимым и имело ярко выраженные патриотические пансербские устремления. Именно в среде офицерства возникла влиятельная тайная организация «Объединение или смерть» (или «Чёрная рука») во главе с Драгутином Димитриевичем-Аписом, стремившаяся к объединению всех южных славян в рамках Сербского государства.
Надежда Петрович. Автопортрет, 1907.
Период конца XIX — начала XX века отмечен модернизацией общества и подъёмом культуры. Быстро расширялась сеть начальных и средних школ, просветительских учреждений, в 1905 году был основан университет. Белград превратился в бесспорный культурный центр всех сербских земель. Наибольшим влиянием в сербской общественной и культурной жизни пользовался журнал «Српски книжевни гласник» под руководством Йована Скерлича, который пропагандировал идеи просвещения и югославянского единства. Высокого уровня достигла сербская наука (работы этнографа Йована Цвийича, геофизика Милутина Миланковича)[28]. В литературе и драматическом искусстве на смену критическому реализму (Радое Доманович, Бранислав Нушич и др.) пришёл модернизм, представленный такими авторами, как Йован Дучич, Владислав Петкович Дис, Вельк Миличевич и Исидора Секуличова. Европейскую известность завоевала художник Надежда Петрович, стоявшая у истоков современного сербского искусства. Особую роль в литературе и искусстве играла национальная тематика, прежде всего косовская легенда (поэзия Велька Петровича, картины Пайи Йовановича, скульптура Ивана Мештровича).
|