6 июня 1929 года произошёл государственный переворот: король Александр I отменил конституцию, распустил парламент и взял власть в свои руки. Главной целью государства было провозглашено ускоренное формирование единой югославской нации, деятельность политических партий и общественных организаций, основанных на этническом принципе, была приостановлена, использование символики отдельных народов (в том числе и сербского) запрещено. Страна получила название королевство Югославия, введено новое административное деление (бановины), практически не учитывающее исторические и этнические границы, и жёсткий полицейский режим. Новая, октроированная, конституция 1931 года («Сентябрьский устав») существенно расширила прерогативы короля.[5]
После переворота сербская элита продолжала сохранять доминирующие позиции, а сербское крестьянство оставалось главной опорой режима. В семи из десяти бановин сербы[41] составляли большинство населения.[5] В то же время, новое административное деление способствовало размыванию и без того нечётких представлений об этнических границах сербских земель. Концепция «югославянства» не вызывала отторжения у большинства сербов, поэтому оппозиция королевской диктатуре в Сербии была крайне слабой. Королю удалось стабилизировать политическую ситуацию, провести унификацию законодательства и существенно снизить уровень коррупции в администрации. С течением времени, однако, крах югославянской идеи становился всё более очевидным. Начался новый подъём национальной оппозиции, активизировались сепаратистские силы (прежде всего в Хорватии, Македонии и Косове). Положение осложнял мировой экономический кризис и Великая депрессия, которые сильно ударили по хозяйству страны.[5][32][34]
Дворец «Албания», Белград, 1940
В сербской культуре 1930-х гг. одним из наиболее ярких явления стал сюрреализм, который считается вершиной сербского авангарда. У истоков этого течения стояли белградские журналы «Гипнос» и «Немогуче» во главе с Раде Драиначем и Марко Ристичем. Среди представителей сюрреализма в литературе — Александар Вучо и Оскар Давичо, в театральном искусстве — Ранко Младенович, в изобразительном — Ное Живанович. Большее значение, однако, имело развитие реализма (Бранислав Чосичов и единственный нобелевский лауреат из югославских писателей боснийский хорват Иво Андрич). В поэзии выделялась Десанка Максимович, в драматургии — Бранислав Нушич и Михайло Исайлович, наряду с традиционалистской архитектурой (собор св. Саввы в Белграде) развивался и модернизм (дворец «Албания», церковь св. Антонина Падуанского в Белграде).
Административное деление Югославии в 1929—1939 гг.
Оттенками красного показаны бановины с преобладанием сербского населения.
Красный штрих — западная граница сербских земель в представлении сербских националистов.
Зелёный штрих — граница автономной Хорватской бановины в 1939 г.
В 1934 году король Александр I был убит в Марселе македонскими националистами. Власть перешла к регентскому совету во главе с принцем Павлом. В 1935 году председателем правительства стал Милан Стоядинович, которому удалось стабилизировать ситуацию. Хотя авторитарный характер режима был сохранён, Стоядинович и принц Павел предприняли либерализацию политической системы: была разрешена деятельность национальных политических партий и организаций, в правительство вошли представители мусульман и словенцев, при этом продолжилось преследование сепаратистов и коммунистов. Фактически произошёл демонтаж курса Александра I на ускоренное формирование югославянской нации.[5][34] Во внешней политике началось сближение с Германией, после начала в 1939 году Второй мировой войны было объявлено о нейтралитете Югославии, в 1940 году Югославия признала Советский Союз.
Рост внешнеполитической угрозы в конце 1930-х гг. и укрепление националистических сил внутри страны заставил правительство пойти на уступки хорватскими радикалами. В 1939 году была сформирована отдельная автономная Хорватская бановина с широким внутренним самоуправлением и обширной территорией. Уступки правительства хорватам вызвали возрождение национализма в Сербии: под руководством Сербского культурного клуба (СКК) начали создаваться местные националистические организации, выступающие с требованием прекращения уступок хорватам и объединения всех населённых сербами земель в единую административную единицу, которая должна была стать ядром реформированной в великосербском духе Югославии.[32][34] Одновременно начался подъём коммунистического движения: Коммунистическая партия Югославии, во главе которой встал Иосип Броз, являлась единственной вненациональной политической организацией страны, а её лозунг федерализации страны на основе равноправия народов быстро завоёвывал популярность среди интеллигенции и неимущих слоёв общества.[1][5]
25 марта 1941 года югославское правительство под жёстким давлением Германии подписало протокол о присоединении к Берлинскому пакту. В Сербии, в отличие от других регионов страны, прогерманские настроения и идеология фашизма и нацизма не имели сколь-либо значительной поддержки населения. Резко против внешней политики правительства выступала оппозиция и военные круги. В ночь на 27 марта в Белграде сербские генералы и руководители СКК совершили государственный переворот и сместили прогерманское правительство и регента принца Павла. Переворот был с восторгом встречен всеми слоями сербского общества. В городах Сербии прошли массовые демонстрации в его поддержку, сопровождаемые призывами к организации народной обороны против германской агрессии.
|