На машине по Косово
Сербия - Отзывы и истории туристов

  на машине по косово

Знаете, когда я поинтересовался в компании проката автомобилей National в аэропорту Дубровника, включает ли страховка Косово, то менеджер в ужасе замотал отрицательно головой. Тогда я спросил - но ведь Косово это Сербия, а в Сербию вроде как можно? Хорват усмехнулся Косово никогда не было Сербией, и тем более сейчас, когда они независимы . Вступать в политический диспуты мне не хотелось, и сев за руль новенького джипика Suzuki-AWD , я выехал на трассу. Надо сказать, что с этой машиной мне повезло. Изначально я забронировал самый дешевый вариант - крохотную Chevrolet-Spark, но в момент оформления уже в Дубровнике передумал, и спросил, можно ли сделать апгрейт до во-о-н той машинки, указывая на джипик. Да, можно. И всего за 30 евро. В день? Нет, вы что, за все время! Великолепно!

Это была отличная поездка состоявшаяся идеально, в отличии от моих приключений с авиабилетами и отменой моего обратного рейса. Мне удалось посетить все что планировал, покрыть за неполных 7 дней 2700 километров по дорогам Хорватии, Боснии, Сербии, Косово, Македонии и Черногории. Это была та редкая поездка, когда я не ночевал ровно по одной ночи в каждой из стран. Что ни день - новая страна. Забавные ощущения. Шесть стран за 7 световых дней.

С учетом того, что республики бывшей Югославии это один из моих любимейших регионов Европы, и там я не в первый раз, то отойду от лирики и перейду к технических деталям. Итак, я решил побывать в Косово. В принципе там я бывал и ранее, в 2002 году, когда там вовсю кипели страсти между активистами UCK (Армия освобождения Косово) и сербской полицией. Только не подумайте, что я был в тех краях с какими либо особенными целями - нет. Просто туристом. Приехав туда из Болгарии в моей первое путешествие по Балканам. И ощущения были, мягко говоря, неоднозначными. А еще точнее сказать - я был в шоке от увиденного. От разбитых и разграбленных сербских церквей, от брошенных жителями кварталов городов.

Но прошли годы. Семь лет. Косово объявило независимость, и полсотни государств эту независимость признали. Хотим мы этого или нет, но второе по счету албанское государство стало реальностью. И увидеть эту свершившуюся реальность мне давно хотелось. Смогут ли те, кто еще недавно грабил и убивал сменить автомат Калашникова на умение руководить и развивать разграбленный край. Смогут ли косовары доказать всему миру, что стоило им выйти из под контроля Белграда, как они станут мирными и позитивными?

Тонкости попадания в Косово и выживания в нем

Введение

Излишне говорить о том, что Сербия не смирилась с утратой Косовского края. Еще бы! Древняя сербская земля, потеря которой это боль для каждого серба. Увы, но винить тут следует...турков. Да, именно благодаря предкам торговцев с базара Стамбула и менеджерами отелей Анталии на Балканы пришел ислам, а Косово благодаря переселению народов и обращению в ислам стало на 90% албанским краем. Сегодня в Косово проживает чуть более 2,5 миллионов человек, подавляющее большинство которых - албанцы-косовары. На первый взгляд не много, правда? Но ведь и сама Сербия невелика по населению. В лучшие времена (до отделения Косово) государство насчитывало 9 миллионов жителей, включая Черногорию. Теперь Черногория отделилась, а вместе с ней около миллиона граждан Югославии. Осталось 8 миллионов жителей, из которых 2,5 миллиона (треть населения) это компактно проживающие косовары, абсолютно не лояльные Белграду. Конфликт был неизбежен, равно как и его результаты. Но сейчас не будем о политике.

Итак, Сербия не признала независимость Косово. А вот почти все окружающие страны - признали. Включая Черногорию. Сербия считает Косово своей суверенной территорией, хотя сегодня на территории Косово нет ни одного сербского солдата, или чиновника. Из заменяют косовская полиция, набранная из боевиков Армии освобождения, плюс невероятное количество наблюдателей ООН, ОБСЕ и войск НАТО. На границах между Косово и соседними странами (включая Собственно Сербию) возникли пограничные переходы и таможня. Выезжая из Сербии в Косово вы прежде проходите сербский контроль, где вас записывают в журнал, но категорически не ставят печать о выезде. Затем пару сотен метров и косовский погранпост со всеми атрибутами: таможня, иммиграционная служба, продажа страховок, обменные пункты и прочее.

Пограничные формальности и неизбежная потеря 50 евро

Друзья, не пугайтесь! Не все из нас потеряют 50 евро при посещении Косово. А только те, кто на машине. Дело в том, что стандартная Зеленая Карта, действительная для большинства стран Европы, не действует в Косово. И косовары заставят вас купить свою страховку, цена которой 50 евро, и ни центом меньше. Без этого в Косово вам не проехать. Вот так страховка выглядит -

Страховка

Далее очень милые полицейские внесут ваши документы в базу данных, причем в отличии от сербских погранпереходов, у косоваров оснащение на порядок лучше - никаких амбарных книг, все компьютеризировано. И дабы вы не сомневались откуда дровишки , там же рядом обязательно будут щиты с указанием, кто именно финансировал все это. Как правило это будет USAID, чей бренд - от американского народа с любовью . Думаю, что воздержусь от предположений, чьим структурным подразделение сия организация является. Читатель это уже понял из без моих комментариев. Один лишь скромный намек - моего американского родственника проверяли около трех лет по линии ФБР, прежде чем он в эту организацию попал сисадмином. А что? Хорошие условия, гавермент уокер, как говорится. Но мы опять отошли от темы. Вернемся в Косово.

Вьезд в Косово безвизовый для всех. Абсолютно для всех. По крайней мере пока. По умолчанию вам не станут ставить печати о вьезде, и даже пояснят почему - если сербы эти печати увидят в вашем паспорте, то велик риск поиметь значительные неприятности. И, честно говоря, это не выдумки. Интернет так и пестрит рассказами туристов о том, как их не впускали в Сербию после Косово. Но если вы все же настаиваете (как я), то вам запросто поставят вьездные штампы, которые выглядят вот так -

Штампы // puerrtto.livejournal.com

Обратите внимание, что на печати прослеживается три языка - албанский, сербский и английский. Неплохо. И радует, что косовары по крайней мере формально-дипломатично сделали сербский язык вторым языком в республике. Особенно с учетом того, что на 2008 год в Косово оставалось чуть более 8% сербов от общего населения. Вот татар в России около 20%, но Путин не торопится присваивать татарскому языку статус второго государственного. Друзья, я вовсе не порицаю Путина, и ни на чем не настаиваю, а лишь констатирую факт.

Вьезжающему в Косово туристу придется самому принимать решение, просить не ставить печать, или ставить. Если ваш путь не лежит назад в Сербию, то пусть будет для коллекции. Если же вы планируете в ближайшее время вернуться - подумайте трижды. Кроме того, Сербия де факто признает вьезд в Косово со своей территории, но считает категорически противозаконным вьезд в Косово со стороны третьих стран (Албания, Черногория, Македония и аэропорт Приштины). Все эти страны имеют официальные погранпереходы с Косово, но Сербия считает такой вьезд незаконным. Можете сравнить это с ситуацией на Кипре, где допускается вьезд с греческой части на турецкую, но не в обратном направлении.

Как поступил я? Вьезжал со стороны сербского городка Прешево, что на самом юге, возле границы с Македонией. Значит формальность соблюдена. А вот выезжал уже незаконно , поскольку в Черногорию. Раз сербы технически не проконтролировали ваш выезд из Косово (а они не контролируют выезд в третьи страны), то вы вроде как нарушитель пограничного режима. И таких как вы нарушителей в кавычках увидите множество, ибо Косово так и кишит транзитными автомобилями с македонскими, греческими и черногорскими номерами. Что же людям делать, если политики мутят воду?

Дороги

Вы водили в Египте, или других странах Ближнего Востока? Или в Индии? Значит вы не пропадете и в Косово. Полнейший хаос, никто не соблюдает правила, светофоров почти нет, но в целом ездить можно. Проблема иного рода - слабая дорожная инфраструктура при большом трафике. В стране практически нет трасс, где было бы хотя бы по две полосы в каждом направлении. Обычно же вы будете ехать со скоростью 40км/ч за каким-нибудь дымящим грузовиком с навозом, при этом то и дело обьезжая колдобины в асфальте. Обгоните его - будет вам еле живая Застава , а за ней старенький автобус, а за ним будет новый косовар на кабриолете Мерседес. Вьехали в город - знайте, что пройдет час и более, пока вы сможете отсюда выехать. С указателями плохо, и придется постоянно спрашивать у людей. Благо, что народ супер-дружелюбный, и буквально все, и особенно полиция будут рады вам помочь.

Что посмотреть?

Здесь вопрос более широкий, чем дороги. Смотря что вас интересует. Если среднее ощущение от происходящего, то посетите старинный Призрен, посетите новую столицу Приштину и заедьте в самый проблематичный город - Косовскую Митровицу, где сербы и косовары живут об разные стороны реки и абсолютно не горят желание ходить друг к другу в гости. Этот город - место постоянных проблем и стычек между двумя народами. Грустное и показательное место.

Но Косово это не только политика. Это прекрасная природа, это шикарные горы со снежными вершинами. Взять чудесную по своей красоте автодорогу от Призрени на Печ через горный перевал и некогда знаменитый зимний курорт Березовица. Это несомненно один из красивейших маршрутов на Балканах. И абсолютно никакой политики. Только вы, горы, реки, обрывы и вершины. Ну...разве что встретите две воинские части украинского КФОРа, которые соседствуют с двумя маленькими сербскими анклавами и охраняют их. Путь протяженностью в 60км пролегает мимо активно строящихся горных отелей, отличающихся великолепными видами, дешевизной и возможностями для отличных пеших прогулок и трекинга.

Мемориал боевикам Армии освобождения Косово. Таких вещей там много. Очень много. Простите за машину на главном фоне - сфотографировать сам себя я не мог. Решил фоткаться с прокатной машиной. По очереди. Шутка. Юг Косово, неподалеку от границы с Македонией:

Мемориал

Юг Косово

Некогда знаменитый курорт в Березовице, где в 1984 году имели место Зимние Олимпийские игры. Сейчас тут царит запустение. Но работа ведется, и неподалеку активно возводился гостиничный комплекс взамен разрушенного. Панорамный вид на красивейший город Косова - Призрен:

Курорт в Березовице

Призрен

Сербские кварталы городов в массе своей разграблены и превращены в руины. То что осталось охраняется солдатами из КФОРа (поляки, украинцы, немцы, испанцы, швейцарцы, американцы). Более того, вам не дадут даже посетить эти заброшенные улицы со старинными церквями. Опасаются провокаций. Вокруг сербских кварталов развешаны таблички No Photo . Один раз на меня наорали немецкие наблюдатели за вот эту самую фотографию.

Охраняется солдатами КФОРа

Церковь в сербском квартале

На этой фотографии хорошо виден джип КФОРа во дворе старинной цервушки. И не пытайтесь туда стучаться - там поляки, и они вас не впустят. Законсервированные в своей разграбленности сербские дома в Призрени. Печальное зрелище.

Джип КФОРа во дворе старинной цервушки

Ограждения

Тогда, 6-7 лет назад, сербы бежали отсюда бросая все. Даже автомобили в гаражах собственных домов.

Разграбленные сербские дома

Машина в гараже

Теперь предлагаю абстрагироваться от чертовой политики и посмотреть красоты старой части Призрени, тем более, что в день моего посещения там как раз отмечали юбилей города.

Юбилей города

Красоты старой части Призрени

1878

Вид с городской крепости в Призрени.

Вид с городской крепости

Улица

Старая часть города

Гостиницы

Отельное дело переживает настоящий бум в последние годы. Особенно за пределами городов. Просто невероятное количество мотелей прекрасного уровня по цене 20-30 евро за двухместный номер со всеми удобствами. Скажу больше - именно косовские гостиницы показались мне наиболее приятными из всех республик бывшей Югославии в соотношении цены к качеству. Другое дело, что основная их часть расположена за пределами центров городов, и если нет своей машины, то будет не совсем удобно. Есть и альтернатива - старые, советские гостиницы в центре. Но по цене вдвое более высокой, чем мотели, что в 3-5км от эпицентра городской жизни. Так, или иначе, но отелей там уйма, и конкуренция сбивает цены. Пользуйтесь!

Люди

Они хорошие. Серьезно. Какими бы извергами не изображали косовских албанцев в российских СМИ и в народной молве, но истина остается истиной - нет плохих народов, но есть плохие люди. Простые косовары, которых я встречал постоянно на улицах, на дорогах, в отелелях, в музях, на границах, на заправках - были исключительно милы. Их гордость за страну (Косово) и желание показать иностранцу, что он тут желанный гость иной раз поражали. Пожалуй, по радушности и гостеприимству косоваров можно сравнить разве что с грузинами и армянами. Опять же, повторюсь - давайте абстрагируемся от политики...

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Лучшие отзывы и истории туристов:

Черногория. Я вернусь!

News image

Каждый любит отдыхть по-разному - это аксиома и не стоит ее доказвать. Кто-то любит активный отдых, кто-то отдыхает в автобусных эксурсионных турах, кто-то на дискотека...

Черногория или Хорватия? Луштица, вилла G

News image

Летом 2009 года (август 2 недели) отдыхали с друзьями в Черногории, вилла G, полуостров Луштица. Добирались на двух автомобилях- внедорожниках. Мучительно долго выбирал...

Самостоятельное путешествие по Балканам:Косово, Серби

News image

20.09. ранний подъем, так как сегодня запланировано посетить и парк, и комплекс Свети Наум - на противоположном берегу охридского озера. На автостанции покупаю билеты с...

Реклама*

Достопримечательности:

Мост Траяна

News image

Траянов мост — самый длинный мост античности, перекинутый в 103—105 годах по проекту Аполлодора Дамасского через Истр (Дунай) к ...

Пик Панчича

News image

Пик Панчича, Панчичев-Врх (серб. Панчићев врх) — горная вершина в Центральной Сербии. Высота над уровнем моря — 2017 м, это в...

Книга рекордов Сербии

News image

Самый высокий железнодорожный мост Балкан находится в Колашине, на линии Белград - Бар. Путепровод Мала-Река, вступивший в строй...

Лепенски-Вир

News image

Лепенски-Вир — стоянка мезолитических охотников, обнаруженная на территории Сербии. Раскопана в 1965 году. Датирована VI тыс. до...

 

Известные Сербы:

Дамьянович, Милан

News image

Ми лан Дамья нович (серб. Милан Дамјановић / Milan Damjanović; 5 октября 1943, Книн, НГХ — 23 мая 2006, Белград) — югославский футбол...

Джорджич, Боян

News image

Бо ян Джо рджич (серб. Бојан Ђорђић; ˈbɔjan ˈdʑordʑitɕ; родился 6 февраля 1982 года в Белграде, Югославия) —...

Поробич, Бранимир

News image

Бра нимир По робич (серб. Бранимир Поробић / Branimir Porobić; 5 января 1901, Белград, Сербия — 18 декабря 1952, Оснабрюк, ФРГ) — юго...

Туристический путеводитель:

Инфляция

News image

Югославия, 1994 год Хотя территории Сербии и Черногории, составляющие новую Югославию, избежали военных действий, общая неразбериха, ...

Югославия: вольнопутешествующим на заметку

News image

Раз в год я по своим академическим делам езжу наземным транспортом в Афины, и каждый раз стараюсь выбирать новый маршрут. Раньше я все вре...

Природа Сербии

News image

Большая часть Сербии лежит на территории плодородных межгорных равнин и долин Тисы и Дуная, занятых сельхозугодиями и широколиственными ле...

Интересные факты:

История (важное)

News image

В начале Второй мировой войны Югославия провозгласила нейтралитет. 25 марта 1941 Югославия присоединилась к Берлинскому пакту. 27 марта пр...

Правление Тито

News image

Первоначально Югославия ориентировалась на Советский Союз, однако в 1948 году между Тито и Сталиным произошёл разрыв. В 1949 года началась...

Сербская литература

News image

Сербская литература — литература на сербском языке, либо написанная сербскими авторами. История Сербской литературы обыкновенно делится...