Ми лорад Па вич (серб. Милорад Павић; 15 октября 1929, Белград — 30 ноября 2009, там же) — югославский и сербский поэт, писатель, представитель постмодернизма и магического реализма, переводчик и историк сербской литературы XVII—XIX вв. Специалист по сербскому барокко и поэзии символизма.
Биография
Родился в Белграде, по собственным словам, «на берегах одной из четырех райских рек, в 8.30 утра в семье скульптора и преподавательницы философии». Среди предков писателя и до него были литераторы — в 1766 году один из рода Павичей опубликовал сборник стихотворений.
В 1949—1953 годах учился на философском факультете университета Белграда, позже получил степень доктора философии в области истории литературы в Загребском университете.
Перед тем как полностью посвятить себя литературному творчеству, М. Павич некоторое время преподавал в различных университетах (в парижской Сорбонне, в Вене, Фрайбурге, Регенсбурге и Белграде). Был наставником сербского писателя и литературоведа Савы Дамянова[1]. Его первый поэтический сборник («Палимпсести») был издан в 1967 году. В 1971 году был опубликован следующий стихотворный сборник «Лунный камень» («Месечев камен»).
Кроме того М. Павич работал в газетах, писал критические работы, монографии по истории древней сербской литературы и поэзии символизма, переводил стихи с европейских языков. Известность принёс роман «Хазарский словарь» (1984 год), ставший бестселлером. Его книги переведены на несколько языков.
В 1991 году вошёл в состав Сербской академии наук и искусств.
В 2004 году был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Не получил её, уступив при голосовании Эльфриде Елинек.
Павич владел русским, немецким, французским, несколькими древними языками, переводил Пушкина и Байрона на сербский язык. Член «Société Européenne de Culture», член сербского ПЕН-клуба.
Был женат на Ясмине Михайлович (сербская писательница, литературовед и литературный критик).
Скончался 30 ноября 2009 года в Белграде на 81-м году жизни от инфаркта миокарда[2].
Литературное творчество
Для прозы М. Павича характерны мастерство форм, лёгкость языка, блестящие метафоры, внимание к философским проблемам. Многие из его произведений («Хазарский словарь», «Внутренняя сторона ветра», «Пейзаж, нарисованный чаем» и др.) написаны в форме нелинейной прозы. По словам Ясмины Михайлович, эти романы и сборники рассказов лучше всего воспринимать в форме гипертекста.
Краткая библиография
«Железный занавес» (серб. Гвоздена завеса), 1973
«Кони святого Марка» (серб. Коњи светога Марка), 1976
«Русская борзая» (серб. Руски хрт), 1979
«Хазарский словарь» (серб. Хазарски речник), 1984
«Пейзаж, нарисованный чаем» (серб. Предео сликан чајем), 1988
«Вывернутая перчатка» (серб. Изврнута рукавица), 1989
«Биография Белграда» (серб. Кратка историја Београда), 1990
«Внутренняя сторона ветра» (серб. Унутрашња страна ветра), 1991
«Последняя любовь в Константинополе» (серб. Последња љубав у Цариграду), 1994
«Стеклянная улитка» (серб. Стаклени пуж), 1998
«Ящик для письменных принадлежностей» (серб. Кутија за писање), 1999
«Звёздная мантия» (серб. Звездани плашт), 2000
«Страшные любовные истории» (серб. Страшне љубавне приче), 2001
«Семь смертных грехов» (серб. Седам смртних грехова), 2002
«Невидимое зеркало – Пёстрый хлеб» (серб. Невидљиво огледало – Шарени хлеб), 2003
«Уникальный роман» (серб. Уникат), 2004[3]
«Роман как держава» (серб. Роман као држава), 2005
«Свадьба в купальне» (серб. Свадба у купатилу), 2005
«Другое тело» (серб. Друго тело), 2006[4]
«Бумажный театр», (серб. Позориште од хартије), 2007
«Мушка» (серб. Вештачки младеж, досл. «Рукотворная молодость»), 2009
«Сербская книга мёртвых» (серб. Српска књига мртвих, не закончено, о перспективах публикации ничего не известно), 2009
Произведения Павича в других видах искусства
Экранизации
«Византийская синя» (серб. Византијско плаво), реж. Драган Маринкович, 1993
«Красная королева» (серб. Црвена краљица) реж. Мирослав Меджимурец, 1981
Комиксы
«Третий аргумент» (серб. Трећи аргумент), сцен. Зоран Стефанович, худ. Зоран Туцич, 1995
См. также
Петрович, Горан
Цитаты
«Я же был самым известным писателем самого ненавидимого народа — сербского народа»[5].
«Если движешься в том направлении, в котором твой страх растет, ты на правильном пути».
|