На протяжении XVIII — XIX веков главным центром Национального Возрождения сербского народа и наиболее развитой в общественно-культурном и социально-экономическом плане сербской территорией являлась Воеводина.[5] В результате австро-турецких войн конца XVII — начала XVIII века граница между Османской империей и владениями Габсбургов установилась вдоль Дуная и Савы. Территории Срема, Бачки, Бараньи и Баната, которые на протяжении XV—XVII веков активно заселялись сербами, оказались под властью Австрийской монархии. В начале XVIII века сербы составляли подавляющее большинство населения этих регионов, опустошённых вековыми турецкими вторжениями.[1][19] Правовое положение сербов регулировалось утверждёнными Леопольдом I в 1690 году «Привилегиями», в соответствии с которыми сербским переселенцам гарантировалась защита императора, свобода вероисповедания и церковная автономия с правом избрания православного митрополита. Резиденция митрополита находилась в Сремском Карловаце. В 1701—1702 гг. территории вдоль Дуная, Савы и Тисы были включены в состав Военной границы — особого военизированного административного образования, подчинённого непосредственно Вене. Население Военной границы пользовалось значительными привилегиями, но было обязано нести военную службу по охране границ Австрийской монархии. Остальная территория была разделена между комитатами Венгерского королевства. Некоторое время (1718—1778) существовала также отдельная коронная земля Темешский Банат с центром в Темешваре. Австрийское правительство поощряло колонизацию приграничных земель, в результате чего в XVIII веке численность населения этих областей резко выросла, а помимо сербов образовались крупные этнические прослойки венгров, немцев, а в равнинном Банате — и румын. Если в Военной границе господствовало мелкое крестьянское землевладение, то в гражданской части Срема и Баранье — крупное помещичье хозяйство венгерских и немецких землевладельцев. В Бачке и Банате основная часть земель принадлежала короне и сдавалась в аренду местным крестьянам.[1][19]
Темпы экономического, общественно-политического и культурного развития сербских областей Австрийской империи значительно превосходили темпы развития территорий, продолжавших оставаться под властью Турции. Уже в XVIII веке наметился существенный прогресс в земледелии, благодаря строительству сети каналов в Бачке и Банате были освоены обширные земельные площади, а в первой половине XIX века началось активное внедрение современных методов хозяйствования и новых сельскохозяйственных культур (рис, табак, тутовое дерево), прежде всего в крупных поместьях Гражданского Срема. Параллельно шёл процесс разложения общин и экспроприации общинных угодий. В Военной границе экономическое развитие несколько сдерживалось сохранением задруг и военным режимом. Быстро росли города — Нови-Сад, Суботица, Сомбор, расширялась торговля, в конце XVIII века возникли первые мануфактуры, активно разрабатывались месторождения каменного угля, сложилась достаточно сильная прослойка сербской торгово-ремесленной буржуазии.[1]
Досифей Обрадович
Иосиф Раячич
Экономический и социальный прогресс способствовал более раннему становлению национального самосознания сербов Австрийской империи. Уже во второй половине XVIII века народно-церковные саборы, созываемые для избрания митрополитов, выдвигали требование объединения всех населённых сербами земель в составе монархии Габсбургов и предоставления им автономии.[19] Одновременно осложнялись сербо-венгерские отношения. Включение части бывшей Военной Границы в комитатскую систему Венгрии, осуществлённое императрицей Марией-Терезией, вызвало недовольство сербов и переселение нескольких тысяч семей по приглашению Екатерины II в Малороссию, где возникли группы поселений Новая Сербия и Славяносербия.[5][21] В 1779 году были ликвидированы светские права карловацкого митрополита, что привело к падению роли православного духовенства.[1] Однако уже в 1792 году давление сербских саборов заставило Леопольда II признать сербов равноправными гражданами Венгерского королевства и предоставить им доступ к государственной службе. Во главе национального движения сербов Воеводины в начале XIX века встал митрополит Стефан Стратимирович, выступающий за возрождение славяно-сербского царства. Параллельно шли процессы Национального Возрождения, в университетских городах империи (Пожонь, Пешт, Грац) появилась высокообразованная сербская интеллигенция, возникла современная сербская литература (Досифей Обрадович и др.), бурно развивалось книгопечатанье, расширялась сеть школ и литературных обществ. В 1826 году в Пеште была основана «Матица српска» (в 1864 году перенесена в Нови-Сад).[5][19]
После начала революции 1848—1849 годов в Венгрии были выдвинуты требования объединения сербских земель и предоставления им широкой национальной автономии, однако венгерское революционное правительство отвергло эти предложения. Это привело к массовому вооружённому восстанию сербов против венгерских властей, во главе которого встал митрополит Иосиф Раячич.[1][22] В Сремском Карловаце была созвана народная скупщина сербов Австрийской империи, которая провозгласила образование автономной Сербской Воеводины (то есть «Сербского герцогства»: серб. војвода — герцог), включающей Срем, Бачку, Банат и восточную часть Военной границы. В ответ в Воеводину были введены венгерские войска. Раячич, получивший от скупщины всю полноту гражданской власти в Воеводине, начал переговоры с императором и поддержал подавление венгерской революции. Военные действия первоначально развивались неблагоприятно для сербов, однако после интервенции российской армии в 1849 году венгерские войска были разбиты, а революция подавлена. В том же году была образована отдельная коронная земля Сербская Воеводина и Темешский Банат, включившая в свой состав большую часть населённых сербами земель империи. Официальными языками были объявлены немецкий и «иллирийский» (сербский). Но уже в 1860 году это образование было упразднено, а сербские территории вновь разделены между венгерскими комитатами (Срем в 1868 году вошёл в состав автономного Хорвато-Славонского королевства). В 1881 году была также окончательно ликвидирована Военная граница.[19]
Воеводина после революции 1848—1849 годов
Австрийская империя:
Серб. Воеводина и Темешский Банат
Военная граница
Прочие территории
Во второй половине XIX века в национальном движении сербов Воеводины усилилось либеральное крыло, во главе которого стоял Светозар Милетич и основанная в 1866 году молодёжная организация «Омладина». Либералы на первый план выдвинули требования демократических преобразований и были готовы идти на союз с венграми против венского абсолютизма. Однако после заключения Австро-венгерского соглашения 1867 года национальное движение приобрело резкую антивенгерскую направленность, а главной целью стала политическая автономия Воеводины и федерализация Австро-Венгрии.[1] В экономическом отношении вторая половина XIX века ознаменовалась бурным развитием сельского хозяйства, чему способствовала отмена крепостного права в 1848 году и аграрная реформа 1853 года. В то же время подъём промышленности происходил значительно более медленными темпами, развивались, прежде всего, отрасли связанные с переработкой сельскохозяйственной продукции и, отчасти, текстильная промышленность. Финансово-кредитный сектор перешёл под полный контроль австрийского и венгерского капитала, в то время как сербская буржуазия занималась, главным образом, торговлей и земледелием.[1] Среди наиболее крупных деятелей сербской науки, литературы и искусства в Воеводине середины — второй половины XIX века выделяются основоположник сербской филологии Джура Даничич, поэты Бранко Радичевич и Йован Йованович, композитор Корнелие Станкович, историк Иларион Руварац.[19]
Этнический состав земель Воеводины по данным переписи 1910 года был следующим: Бач-Бодрог: венгры — 45 % (в основном, на севере), немцы — 23 %, сербы — 18 %; Торонтал: сербы — 32 %, немцы — 27 %, венгры — 21 %; Темеш: румыны — 34 %, немцы — 33 %, венгры — 16 %, сербы — 14 %; Срем: сербы — 44 %, хорваты — 26 %, немцы — 16 %.
|