Первоначально Югославия ориентировалась на Советский Союз, однако в 1948 году между Тито и Сталиным произошёл разрыв. В 1949 года началась коллективизация крестьянских хозяйств и форсированная индустриализация экономики. Эти мероприятия, однако, не принесли улучшения экономической ситуации и не смогли остановить падение уровня жизни.[1][5]
В 1950 года произошёл поворот в политике: был взят курс на децентрализацию и расширение самоуправления, прежде всего в экономических вопросах. Началось постепенное отдаление Югославии от стран советского блока. Хотя сохранялась социалистическая экономика и авторитарная политическая система, в начале 1950-х была несколько расширена возможность частного предпринимательства, произведена децентрализация управления, на уровень республик были переданы вопросы экономики, образования, культуры и социальной сферы, на 60 % сокращён федеральный административный аппарат. Базовым элементом системы самоуправления стали трудовые коллективы предприятий, представители которых стали формировать палаты парламентов республик и федеральной скупщины, что было закреплено в конституциях ФНРЮ и республик, утверждённых в 1953 году. Разрыв с СССР открыл перед Югославией возможность кредитования на Западе, что, вместе с переориентацией промышленности с тяжёлой на легкую и перерабатывающую, способствовало быстрому росту промышленного производства. В 1961 году трудовым коллективам было передано право по собственному усмотрению распределять прибыль предприятий. Была также прекращена коллективизация, в Сербии были распущены практически все колхозы, увеличились инвестиции в сельское хозяйство. В то же время, распад колхозов в Сербии привёл к возврату к довоенному мелкоземелью и, соответственно, стагнации аграрного сектора.[5]
В целом, реформы способствовали хозяйственному подъёму и существенному повышению уровня жизни. В 1960-х годах экономика Югославии переживала бурный рост, страна превращалась из аграрной в аграрно-индустриальную. В Сербии, в частности, доля занятых в сельском хозяйстве уменьшилась с 75 % до 56 %[5]. По уровню экономических и гражданских свобод Югославия существенно опережала другие социалистические страны. В соответствии с принятой в 1963 году конституцией государство было переименовано в Социалистическую федеративную республику Югославия, президентом которой остался Иосип Броз Тито.
В то же время, политика децентрализации привела к обострению межэтнических отношений. С 1967 года начался новый подъём хорватского национального движения, стали выдвигаться требования признания хорватского языка и расширения самоуправления. Наиболее серьёзной проблемой для Сербии стала ситуация в Косово и Метохии, где усилилось влияние албанских националистов. Первоначально предпринимались попытки подавить недовольство силовым путём, однако после смещения в 1966 году с поста вице-президента Югославии Александра Ранковича, лидера сторонников централизации и, по представлению сербской общественности, главного представителя интересов сербского народа в высших эшелонах власти, был взят курс на демократизацию и углубление федерализма. В Косово и Метохии, в частности, албанский стал одним из языков администрации, увеличивалось количество албанских школ и число албанцев на государственной службе, резко выросли инвестиции в экономику края[45]. Тем не менее, требование предоставить Косову статус республики в составе Югославии было отклонено.
Марко Никезич,
председатель ЦК Союза коммунистов Сербии в 1968—1972 гг.
В 1968 году по Белграду прокатились выступления студентов против социального неравенства и «красной буржуазии». В том же году в Косове прошли массовые манифестации с лозунгами отделения от Югославии и объединения с Албанией. Хотя выступления были подавлены, руководство Сербии пошло навстречу косовским албанцам: из названия края исчезло слово Метохия, в 1969 году в Приштине был открыт албанский университет, автономия Косова и Воеводины существенно расширена. Кульминацией политики децентрализации стали новые конституции Югославии и Сербии, утверждённые в 1974 году. Они существенно расширили полномочия республик, а также автономных краёв Сербии, предоставив последним право вето на федеральном уровне и резко сократив возможности вмешательства республиканских органов во внутренние дела автономий. Фактически это означало преобразование Югославии в конфедерацию и вывод Косова и Воеводины из-под контроля Сербии. Выступления представителей сербской интеллигенции против дезинтеграции страны жёстко пресекались. Подавлялись также сепаратистские акции косовских албанцев, однако в целом невмешательство федеральных и республиканских органов во внутренние дела Косова способствовало постепенному отдалению края от Сербии. Сербы в Косове продолжали подвергаться давлению и дискриминации, что вело к росту их эмиграции из края.[46][47] Если в 1974 году сербы занимали 31 % государственных и общественных постов в Косове, то к 1980 — только 5 %. При этом продолжался массированный влив в экономику края инвестиций из Сербии и других развитых республик.[5]
В политическом отношении период 1968—1972 годов в Сербии ознаменовался некоторой демократизацией общественной жизни и дальнейшей либерализацией экономики. Однако в 1972 году находящиеся у власти сербские либералы (Марко Никезич, Латинка Перович) были сняты со своих постов. Была проведена массовая чистка партийных рядов, в результате которой у власти оказались приверженцы догматического марксизма. Это привело к усилению контроля коммунистической партии над экономикой и другими сферами жизни и новому витку индустриализации. В то же время, децентрализация страны привела к фактическому распаду общего рынка и изоляции национальных экономик. Экономический рост сменился стагнацией и, в конце 1970-х гг., падением. Образовался хронический дефицит бюджета, инфляция достигла 45 %, размер государственного долга — 20 миллиардов долларов, усилилось отставание экономического развития Сербии от Словении и Хорватии.
|